Константин Шабалин, руководитель краудинвестинговой платформы StartTrack
На самом деле все это одно и то же, и является частью краудинвестинга. Единственные отличия – в организации и инструментах, которые применяются. Важный момент: если посмотреть на объем мирового рынка со словом «крауд», то он гораздо больше, чем рынок ICO. Объем мирового рынка краудинвестинга и краудлендинга за 2016 год составил $119 млрд. Рынок ICO за 2016 и первую половину 2017 года – около $2 млрд. И этот объем очень трудно подтвердить.
Идеологической разницы между ними никакой. Единственное, почему мы до конца не поддерживаем историю, связанную с криптовалютами, – это нелегитимность и те проблемы, которые могут испытывать инвесторы или компании в том случае, если привлекут деньги в биткоинах, эфире или альткоинах.
После ICO предприниматель не сможет конвертировать криптовалюту в фиатные деньги. Это может не дать достаточного толчка для развития его компании – он не сможет платить людям зарплату, закупать оборудование в обмен на криптовалюту, так как накладные расходы на обмен криптовалюты очень высоки. ICO эффективно в том случае, когда деньги привлекаются на проекты в сфере развития блокчейна, где иногда возможно обойтись без фиатных денег.
Есть мнение, что предприниматели используют ICO, чтобы привлечь внимание к проекту, а большую часть инвестиций привлекают не в криптовалютах, а в фиатных деньгах. По моим наблюдениям, все наоборот, предприниматели хотят сперва привлечь деньги, а потом уже внимание.
Такая ситуация получилась потому, что был накоплен большой объем денег в виде криптовалют на счетах, которые не работали, а просто лежали. Единственный доход, который получали владельцы криптовалют – рост их стоимости.
Естественно, в какой-то момент они почувствовали себя очень богатыми людьми и решили, что могут поддерживать какие-то интересные проекты. Появилось огромное и очень консолидированное сообщество. Оно стало распространять информацию об ICO, привлекать других участников.
Поскольку с технологической точки зрения участвовать в ICO очень просто для каждого члена этого сообщества, получилось так, что ICO поддержала глобальная аудитория, которая не была ничем ограничена с точки зрения географии или права. Но потом стали возникать сложности – очень многие стали пытаться зарабатывать на ICO, включая владельцев специализированных каналов для коммуникации: они стали поднимать цены за размещение информации о проекте. Стоимость привлечения денег для ICO существенно выросла, и будет расти дальше.
Кроме того, я уверен, что 90% компаний, которые уже привлекли деньги, в скором времени покажут, что ничего не смогли сделать. Их стоимость начнет резко падать, и возникнут дискуссии, правильно или неправильно привлекать деньги в таком формате.
В ближайшее время я бы не стал вкладывать деньги в проекты, а выждал три-шесть месяцев и посмотрел, что будет потом.
Источник: https://anycoin.news/