Рынки предсказаний и блокчейн: Как это работает

Рынки предсказаний и блокчейн: Как это работает cryptowiki.ru

В первой статье из цикла «Рынки предсказаний» мы говорили о природе пари и рынков предсказаний (РП). Во второй — о том, как РП могут помочь научному сообществу. В третьей — о том, чем рынки предсказаний пугают политиков. Сегодня мы поговорим о том, что такое блокчейн-РП, как они устроены и как обеспечивают честность результатов.

В 2009 году в мире появилась первая криптовалюта — биткоин (EXANTE: Bitcoin). А вместе с ней — технология блокчейн (БЧ), позволяющая распределенно хранить данные обо всех транзакциях пользователей почти без возможности удалить эти записи. И не только данные о передаче денег но и, например, о соглашениях пользователей.

Такая функция была реализована в 2014 году в криптовалюте эфир (ETH/USD) и названа смарт-контрактами. Контрактами, честное выполнение которых не требует традиционных юридических процедур. Смарт-контракты могут заключаться по любому поводу, в том числе — по поводу ставок пользователей на те или иные события.

Смарт-контракты для чайников

В том же 2014 году стартовал первый проект рынка предсказаний (РП) на базе БЧ — Augur (REP). Его консультантами выступили сооснователь intrade.com Рон Бернштейн и основатель Ethereum Виталик Бутерин. Основными исполнителями стали Джек Питерсон, Джо Крюг и Зак Хесс. В 2015 году состоялось ICO проекта (одно из первых ICO в истории), в рамках которого было собрано более 5 млн долларов. Позже появилось еще несколько БЧ-РП, в частности Bitcoin-Hivemind (VOT), Gnosis (GNO), Amoveo (VEO).

Важное преимущество БЧ-РП по сравнению с сайтами типа intrade.com состоит в децентрализации системы. Отсутствие единого сервера и руководства приводит, в частности, к следующим изменениям:

  • РП на блокчейне невозможно уничтожить простым запретом;
  • РП на блокчейне радикально лучше защищен от искажения результатов, они прозрачны. В нем нет центрального руководства, которое можно подкупить;
  • РП на блокчейне могут обеспечить высокую степень анонимности участников, позволяя им высказывать самые непопулярные и неодобряемые мнения.

Децентрализация позволяет подавить откровенно недобросовестное использование РП, но в остальном сулит политикам еще больше сложностей, чем БЧ традиционного интернета. И если в 2015−2017 годах БЧ-РП оставались на зачаточном уровне, то в 2018-м они всерьез привлекли внимание общественности и, вероятно, государств. Однако о политике мы много говорили в прошлый раз, а сейчас поговорим собственно о работе БЧ-РП.

Принципы работы рынков предсказаний на блокчейне

Технически можно выделить два основных типа рынков предсказаний на блокчейне (БЧ-РП):

  1. РП, выполненные как надстройки над другими известными БЧ-сетями и использующие их валюты в большинстве расчетов. Например, Augur использует сеть Эфира (ETH), а Bitcoin Hivemind — сеть Биткоина (BTC). У них есть и внутренние валюты — REP и VOT, но используются они для специфических целей, о которых мы расскажем ниже.
  2. Автономные РП с собственной блокчейн-сетью и собственной валютой для всех расчетов. Например, Amoveo с внутренней валютой VEO.

Игра на любом РП начинается с публикации вопроса, по которому участники будут делать ставки. Инициаторы пари могут, теоретически, задавать любые вопросы. Например, «Превысит ли к концу года цена биткоина $20 000?» или «Изберется ли Трамп на второй срок?».

Чтобы стать инициатором пари, надо заплатить некоторую сумму в валюте материнской (ETH, BTC) или собственной (VEO) сети. Иногда инициатор также должен иметь полную ноду сети, но может пользоваться и внешними сайтами типа amoveobook.com.

Затем все пользователи могут делать ставки, верно ли предсказание инициатора пари. В сети создаются смарт-контракты об этом.

После этого пользователи могут в любой момент до окончания пари (до конца года или до оглашения итогов выборов президента) покупать чужие ставки. Конкретные механизмы торговли различаются в разных РП, но мы приведем лишь самый общий пример с тремя участниками.

Допустим, один из игроков поставил $300 на то, что цена биткоина к концу года превысит $20 000. Второй игрок поставил те же $300 на то, что цена будет ниже. Спустя некоторое время, в начале декабря, биткоин стоит $11 000, и скорее всего, все деньги достанутся второму игроку.

Но тут в дело вмешивается третий игрок: он покупает у первого ставку, предлагая за нее $100. В результате вместо весьма вероятного проигрыша $300 первый игрок гарантированно проигрывает $200. Третий игрок гарантированно теряет $100, но если BTC таки достигнет нужной планки (в декабре часто бывает резкий рост), он получит все $600, лежащие на кону. Таким образом, в случае проигрыша он теряет лишь $100, зато в случае выигрыша получает $600 — $100 = $500. Но вероятность выигрыша существенно ниже.

В указанном примере цена сделки $100 отражает оценку игроками вероятности, что цена биткоина превысит $20 000. В данном случае это $100/$600=1/6. Вероятность проигрыша и выигрыша третьего игрока соотносится как 1:5 — обратно пропорционально суммам выигрыша и проигрыша. А в самом начале пари, когда первый и второй игрок сделали равные ставки, это можно интерпретировать как оценку вероятностей 50/50.

Реально на рынке могут участвовать не три, а множество человек, и в каждый момент цена чьей-то ставки отражает рыночную оценку вероятности ее выигрыша.

Когда наступает время закрытия контрактов (для BTC — конец года, для Трампа — день после выборов) в сеть должна поступить информация о курсе BTC и итоге выборов. Для этого используются так называемые оракулы, которые сообщают, положительный или отрицательный ответ получил тот или иной вопрос пари. После этого ставки проигравших автоматически перечисляются выигравшей стороне.

Следует отметить, что создание оракулов — нетривиальная техническая задача, которую стоит обсудить подробнее.

Проблема оракулов и примеры ее решения в разных блокчейнах

Есть два основных подхода к организации оракулов: оракулы автоматические и оракулы социальные. Первые используют машинные ресурсы, вторые полагаются на мнение участников сети.

Простейший пример автоматического оракула — прибор, производящий измерения и поставляющий результаты в сеть. Например, термометр, подключенный к сети. Но такой оракул неуниверсален. Для конкретной задачи требуется свой тип приборов.

Более универсальными оракулами могут быть интеллектуальные системы поиска данных в интернете. Например, роботы, посещающие финансовые сайты и извлекающие информацию о курсах валют, капитализациях компаний и т. д.

Интернет содержит огромные объемы информации о мире, но ее извлечение — не такая простая задача, как может показаться. Если надо найти что-то очень популярное, типа цены на нефть, то это не составит проблемы.

Но если, например, надо найти информацию об оборотах или дивидендах некрупной фирмы из Восточной Европы или Азии, то даже на нескольких топовых финансовых сайтах нередки ошибки. Многие другие виды информации еще проблематичней для проверки на достоверность — например, если надо распознавать изображения.

Итак, основная современная проблема автоматических оракулов — их неуниверсальность. Они прекрасно могут справляться с отдельными задачами типа выяснения курса нефти или результатов футбольного матча, но не более того. Есть много задач, где даже самый продвинутый искусственный интеллект слабее человека. А значит, человека неразумно исключать из поиска информации.

Второй подход к созданию оракулов жертвует их автоматизацией в пользу универсальности, допуская к работе людей. Универсальность особенно важна на рынках предсказаний, где предметом пари, теоретически, может быть любой вопрос.

Очевидно, что заменить оракула лишь одним человеком (назовем его репортером) на все случаи нельзя. Если смарт-контракты заключаются часто, то репортер не справится с объемом работ, а в некоторых вопросах ему может не хватить компетентности. К тому же, если на кону большая сумма денег, репортера можно подкупить, чтобы он солгал. А любой выявленный коррупционный случай дискредитирует сеть.

Более перспективна идея оракула, в работе которого участвует много репортеров. Они могут обладать различной компетенцией в разных вопросах и давать ответы лишь там, где этой компетенции достаточно. Впрочем, это все еще не гарантирует добросовестности ответов и требует дополнительных мер защиты.

Решение Augur и Bitcoin Hivemind: Репортеры с финансово-конвертируемой репутацией

В РП Augur и Bitcoin Hivemind добросовестным репортерам начисляются репутационные токены — соответственно, REP и VOT (Votecoin). Они свободно обращаются на биржах, и при желании репортер может честно конвертировать свою репутацию в финансы.

При закрытии любого контракта могут участвовать сразу много репортеров, между которыми проводится голосование (определяющее, кто из игроков РП победил). Вес голосов репортеров не равен и зависят от репутации. За правильный ответ репортеры получают дополнительные токены, за неправильный — теряют. При таких правилах в голосовании с высокой вероятностью побеждает верный ответ, лгать почти всегда невыгодно.

В системе с репутационными токенами подкупа маловероятен, но чисто экономически иногда возможен. Если ставки игроков высоки, а курс REP/VOT низок, то значительная часть их держателей может быть готова солгать ради более крупной награды.

Решение Amoveo: Репортеры делают ставки, что их ответ верен

Работа блокчейна Amoveo и его оракулов напоминает работу Augur: репортеры награждаются за правильный ответ и несут убытки за неправильный. Но есть и важные отличия:

  1. Amoveo имеет полноценную блокчейн-сеть с единственной валютой VEO, тогда как Augur и Hivemind — надстройки над сетями эфира и биткоина. В разных ситуациях они использует либо токены REP и VOT, либо валюты ETH и BTC;
  2. При закрытии смарт-контракта репортеры Amoveo не голосуют за выбранное решение, а делают ставки в его пользу в валюте VEO. Эти ставки могут быть любыми в зависимости от того, насколько репортер уверен в правоте. Правильным объявляется ответ, набравший не максимум голосов, а максимальные суммарные ставки. Все собранные ставки распределяются в пользу его сторонников.

В сравнении с Augur и Hivemind это дает следующие преимущества:

  • Награда или проигрыш репортера не зависят от курса токена. Репортеры свободны в выборе суммы, которой хотят рискнуть;
  • Свобода выбора суммы делает репортеров ответственнее. Если в Augur обладатель высокой репутации считается одинаково доверенным во всех вопросах, то участник Amoveo может варьировать ставки в зависимости от того, насколько компетентным себя считает в конкретном вопросе;
  • Благодаря этому выигрыши репортеров могут сильно зависеть от сложности вопроса. Если вопрос элементарен, то с высокой вероятностью все ответят единогласно и вернут ставки. Но если вопрос сложен, то компетентный репортер может сделать высокую ставку и выиграть значительную часть ставок оппонентов.

Когда приходит время закрытия контракта, оракул системы Amoveo рассылает участникам вопрос, нужный для определения победителя. Например, «Стоит ли сегодня биткоин дороже $20 000». Добровольцы-репортеры выбирают вариант ответа: TRUE, FALSE или BAD_QUESTION. Свои ответы они подкрепляют денежными ставками.

Если BTC явно дороже $20 000, большинство репортеров выберут TRUE, если явно дешевле — FALSE. Но ситуация может быть и неоднозначной: например, в последний день года цена BTC колеблется около $20 000, а после закрытия бирж на одних оказывается немного выше, а на других — немного ниже. Если в условиях пари не уточнялось, с какой биржи брать данные, то значительная часть репортеров может ответить BAD_QUESTION, так как строго определить победителя при такой постановке вопроса нельзя.

Заключение

Как мы уже говорили, рынки предсказаний на блокчейне представляют особую угрозу современной политической системе. В силу децентрализации их нельзя закрыть как отдельную фирму. Какими же будут дальнейшие отношения государств и РП? Удастся ли США удержать граждан от их использования? Будут ли другие развитые страны следовать в фарватере США?

В пользу РП сегодня работают два фактора:

  1. Поддержка интеллектуалами из различных областей. Ценность РП признают экономисты, политологи, философы, представители естественных наук, инженеры. Грубый запрет всего направления вызовет бурную дискуссию, в которой представители государства едва ли победят морально.
  2. Техническая сложность запрета. Без реально жестких репрессий американские граждане будут обходить его без особых опасений, а если репрессии все же начнутся — это дискредитирует США и даст другим странам шанс набрать очки более либеральной политикой.

Основной фактор против РП — наличие в современном мире секретных данных, которые государство готово защищать любой ценой. И иногда секретность действительно необходима для безопасности граждан.

Поэтому весьма вероятно, что в общественной дискуссии государство и сторонники РП выработают некоторый компромиссный набор правил. В том числе список недопустимых вопросов, которые могут спровоцировать кого-то на недобросовестные поступки.

Возможно, неплохим примером здесь может служить история новозеландского РП predictIt.org, который в 2013 году договорился с CTFC о ряде ограничений и не был закрыт, в отличие от основных других площадок.

Такие компромиссы позволили бы государству вместо общей борьбы с азартными играми сосредоточиться лишь на отслеживании конкретных случаев опасного применения РП, а также на их профилактике (например, через повышение зарплаты носителям конфиденциальных данных).

Источник: https://ru.ihodl.com/

Оцените автора
( Пока оценок нет )
КриптоВики
Добавить комментарий

  1. Reilley

    Однако, как и многие другие технологи и финансовые трейдеры, работающие над созданием удивительных и захватывающих услуг на вершине блокчейн-идеи, Круг имеет более широкие взгляды. Он считает, что платформа Augur, которая находится на стадии бета-тестирования, сможет предоставлять миру факты для других интернет-приложений.

    Ответить
  2. Ziyad

    Вот как это работает. После того, как группа людей присоединяется к рынку прогнозирования и делает ставку на определенный результат, Augur платит другим, чтобы определить этот результат, то есть проверить, что случилось.

    Ответить