Когда создавался биткоин, шифропанки и энтузиасты полагали, что он изменит общество, избавит людей от давления государства и произвола больших корпораций.
Сейчас уже понятно, что независимая цифровая цивилизация вдохновенных анонимусов останется мечтой.
Будущее криптовалют проясняется довольно отчетливо и оно весьма трагично. Хотя пока крипторынок выглядит бодро – много монет, внимание прессы, толпы поклонников…
Капитализация рынка криптовалют по данным CoinMarketCap.com 147 млрд. долл. Если бы криптовалюта была страной, а объем капитализации был бы ВВП, то она разместилась бы на 57 месте в мире и позади неё было бы ещё 138 стран. Такие показатели уже невозможно игнорировать и воспринимать невсерьёз. И события последнего времени показывают – на криптовалюты обратили внимание самые серьёзные участники мирового финансового рынка, но ничего хорошего это криптовалютам не сулит.
Официальной командой «фас!» для регуляторов можно считать квартальный отчет «Центробанка всех Центробанков» Bank for International Settlements (BIS) в котором было рекомендовано не игнорировать криптовалюты, а приступить к выработке юридических норм использования. Но к тому времени, конечно, регуляторы и без дополнительных стимулов взялись за криптоэкономику.
Все началось с Китая
Прежде всего, крипто-сообщество обсуждает действия Китая в отношении криптовалют, которые всех впечатлили своей демонстративной брутальностью. В начале сентября в Китае запретили ICO, затем биржевые торговые операции. Крупнейшая биржа BTCChina прекратила операции в континентальном Китае 30 сентября. Дошло до того, что власти пообещали запретить и внебиржевую торговлю и торговлю на зарубежных площадках, а руководителям бирж было запрещено покидать Китай.
Все уже знают, что китайские пользователи «перебежали» на биржи других стран, и что большая часть торговых операций с криптовалютами проводилась в мессенджерах и на внебиржевых площадках и даже в Telegram пришли китайские трейдеры.
Но всем также понятно, что Китай, при желании, может легко ликвидировать и оставшиеся возможности.
Но на что нужно прежде всего обратить внимание в этой истории, кроме возмутительной позиции китайских властей? На то, что рынок криптовалют чрезвычайно уязвим. Получается, что государство может уничтожить рынок криптовалют в один день. Можно говорить, что «биткоин уйдёт в тень», но на самом деле участвовать в теневых операциях с биткоином в жутких глубинах deep web подавляющее большинство пользователей не захотят.
Но и на тот факт, что Китай всё же не добил рынок криптовалют окончательно тоже стоит обратить внимание. Власти ограничились демонстрацией силы, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в том, кто именно контролирует любые финансовые потоки в Китае – вещью владеет тот, кто может её уничтожить, как бы намекнул регулятор.
Заметим, что перед тем, как устроить «красную свадьбу» биржам и биржевикам, в Китае с высоких трибун выражали поддержку криптовалютам, такую, что, по мнению некоторых участников рынка, резко подстегнуло курс биткоина в рост.
Случай не единичен
А ещё следовало бы обратить внимание на то, что ровно в то время, как Китай приступил к давлению на свои биржи, FBI разбиралась с биржей BTC-E.
Итог 2:0 в пользу гос структур. Конспирологи и сторонники теории заговора заподозрили бы в таком совпадении неладное.
Сингапур, вслед за Китаем, тоже провёл «учения» по закрытию рынка криптовалют. 28 сентября больше десяти компаний пожаловались на ограничение доступа к криптовалютным счетам со стороны DBS Bank, который, — излишне напоминать, — учреждён сингапурским правительством. Ассоциация Cryptocurrency и Blockchain Industry Association даже пожаловались властям и потребовали создать справедливую и прозрачную среду для криптовалютных компаний. Конечно, они её создадут, раз народ требует…
Китайские пользователи из-за запретов виртуально мигрировали в Японию и Южную Корею. Но и здесь крипто свободы им не видать. В Южной Корее недавно полностью запрещено ICO, во-вторых, криптовалюта всё-таки де-факто незаконна здесь – это следует из решения Сувонского народного суда. А это значит, что «прихлопнуть» любую площадку здесь могут в любой момент.
И в третьих, в Южной Корее действует целевая группа созданная Комиссии по финансовым услугам Южной Кореи (FSC), которая разрабатывает нормативную базу для криптовалютного рынка, которая, в конечном итоге, служит цели установления контроля над криптовалютным рынком. Некоторые нормы уже введены, в частности, компании — участники крипторынка должны располагать уставным капиталом от 436000$ и средствами обработки данных KYC и AML.
Такие же целевые группы действуют в Индии, Таиланде и других странах.
В Японии регулированием рынка криптовалют занимается Агентство финансовых услуг (FSA). С октября этого года криптовалютные биржи и обменники будут находиться под контролем FSA, которая сможет потребовать доказательств наличия собственных активов и способны ли биржи реагировать на кибератаки. Всего 11 компаний были зарегистрированы в Японии в соответствии с требованиями FSA.
Ситуация в России
Возможно, японские методы криптовалютного регулирования будут впоследствии применяться в России. Опыт Японии в технологии блокчейн в России уже намерены изучить, об этом сказал вице-премьер Дворкович в Киото на Международном форуме науки и технологий. Госдума обещает в весеннюю сессию принять законопроект о криптовалютах, согласно которому, как говорят, операции с криптовалютой будут возможны на лицензированных площадках.
Председатель совета стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что криптовалюты в России легализованы не будут в течение 2-3 лет. Это не совсем то, что говорят в Госдуме, но это всё же значит, что через 2-3 года криптовалюты всё-таки могут быть легализованы и, конечно, к тому времени власти уже будут знать каким образом их нужно контролировать – заграница им поможет.
За это время, может быть, россияне будут лучше ориентироваться в вопросах криптовалют, если в «Стратегию по повышению финансовой грамотности населения до 2023 года» будет внесена информация о них. По крайней мере, с таким предложением выступило Министерство финансов РФ.
Вряд ли можно сомневаться, что если предложение пройдёт, то государство так повысит грамотность населения, что в необходимости контроля над криптовалютами будут убеждены все в России, даже те, кто ничего не знает ни о каких криптовалютах.
Банки не потерпят конкурента
Пока в России ждут когда Япония всё узнает и расскажет о регулировании, в Малайзии разрабатывают правила для крипторынка самостоятельно. Правила должны представлять собой ясное руководство для участников крипторынка, заявил Мухаммад бин Ибрагим (Muhammad bin Ibrahim), руководитель Банк Негара Малайзия (BNM), инициировавшего разработку правил. Малайзийские банкиры пообещали создать правила уже к концу текущего года.
Эти и другие примеры недвусмысленно указывают на устойчивый тренд, сложившийся в мировой финансовой сфере: загнать криптовалюты в рамки правил и норм. И это будет сделано. Регуляторы, власти, банки – это монстры, которые не любят анонимных чужаков на своей территории.
Истинное отношение к криптономике ярко проявилось в раздраженной отповеди гендиректора JPMorgan Chase & Co Джейми Даймона, который приравнял биткоин к тюльпановой лихорадке и пообещал уволить всех, кто будет застигнут за торговлей криптовалютами. Другие представители банковской элиты не всегда столь откровенны и даже иногда тепло отзываются о криптовалютах, но лучше не поддаваться на лесть.
Предположим, опыт регулирования рынка криптовалют будет отработан властями и центробанками в странах-«передовиках» и затем перенесён в другие страны. Криптовалюты будут лишены романтического ореола средства борьбы с системой, станут рутинным финансовым инструментом в рамках существующей банковской системы, и это в лучшем случае.
Перевернуть мир, как о том мечтали ранние покупатели биткоина «по 230», криптовалюты не смогли и не смогут, наоборот, сейчас криптовалютный рынок вынужден адаптироваться под реальный мир. С другой стороны, криптовалюты однозначно сделают банковскую систему более гибкой, быстрой и безопасной.
В то же время, банки вполне адекватно оценивают преимущества криптовалют, хорошо понимая, что даже зарегулированные криптосистемы откусят значительную часть денежного пирога, который всегда принадлежал им и они готовы учится и создавать собственные криптовалюты. И это очень плохая новость для существующих криптовалют.
Национальные криптовалюты поспорят с биткоином
Свою монету J-Coin будет создавать японская ассоциация финансовых учреждений во главе с Mizuho Financial Group, Inc. и Japan Post Bank Co., Ltd. Нигерийский центральный банк готовится к выпуску национальной монеты Corion. И Арабские Эмираты не остались в стороне, анонсировав собственную монету ЕmCash.
О том, что национальная криптовалюта будет создана в Китае сообщалось ещё в феврале этого года, так что, вероятно, недавний разгром китайской криптоэкономики не что иное как плановая зачистка для запуска своей криптовалюты – в таком контексте действия китайских властей выглядят ещё более цинично, а криптосообщество представляется крайне наивным и недальновидным.
Business Standard утверждал, что и в Индии рассматривается вопрос создания национальной криптовалюты либо оцифровки традиционной рупии (что само по себе очень интересная идея, кстати).
Но самый мощный удар в самое сердце ещё слабой криптономики нанесёт криптовалюта, которая разрабатывается по инициативе банка UBS зловещим консорциумом в составе которого сначала были Barclays, Credit Suisse, Canadian Imperial Bank of Commerce, HSBC, MUFG, State Street, а затем присоединились Deutsche Bank, Santander и BNY Mellon.
Работы над созданием крипты-убийцы ведутся с июля, криптовалюту планируется запустить в конце 2018 года и нет сомнений, что целью консорциума является вытеснение традиционных криптовалют с рынка. Очевидно, что в конце 2018 года начнётся настоящая битва за крипторынок, жертвами которой станут сотни, а то и тысячи никому не нужных «анонимускоинов».
Дальше ещё хуже. Потому что сами по себе криптовалюты финансовому миру не нужны, нужна только технология блокчейн. И после блокчейн-революции, которая вскоре ожидается, выживут только пять ныне существующих криптовалют. Об этом говорится в докладе аналитического агентства Never Stop Marketing.
Но это заявление представляется чересчур оптимистичным, скорее уж можно говорить только о двух, — биткоине и эфириуме, которые имеют большую и растущую капитализацию и пользуются поддержкой некоторых компаний и известных влиятельных личностей. Они могут быть полезны. Например, биткоин мог бы поддержать неустойчивую экономику слаборазитых стран, скажем, африканских и кое-где даже заменить слабую местную валюту и даже стать резервным активом вместо доллара, — об этом сказала не кто-нибудь, а Кристин Лагард, директор-распорядитель МВФ.
Кроме того, на биткоин ориентируется Швеция, которая идёт по пути полного отказа от наличных денег, но свою криптовалюту создавать не хочет. Швеция и Зимбабве поборятся за биткоин. Таким образом, у биткоина хорошая поддержка со стороны стран, властей и госучреждений.
А эфириум, как известно, пользуется благосклонностью J.P Morgan, Microsoft, Intel, Cisco Systems, Mastercard, Scotiaban и других компаний из списка Fortune 500.
Впрочем, ни то ни другое не является гарантией выживания.
Кроме биткоина и эфириума, никакие криптовалюты криптоапокалипсис не переживут. Возможно, останутся коины из первой десятки ныне существующих, но ареал их существования сократиться до пары сотен ностальгирующих по 2011 году криптофриков в секторе .onion*.
*.onion — псевдо-домен верхнего уровня для обеспечения доступа к анонимным или псевдо-анонимным адресам сети Tor
Источник: freedman.club