Рассказываем, почему криптовалюты стали так популярны именно в Южной Корее и как регуляторы намерены контролировать рынок.
Как и тысячи южнокорейцев, Мунсон Пэ увлечен биткоином (Bitcoin). Впервые 35-летний финансовый аналитик столкнулся с криптовалютой год назад, еще до ее стремительного взлета. На конец прошлого месяца запасы биткоинов составляли половину его ликвидных активов. Пэ говорит:
«Я боялся, когда впервые покупал биткоины. Но потом убедился, что этот подход работает».
Инвестиции действительно окупились, особенно для тех, кто купил биткоин несколько лет назад и стал свидетелем спекулятивного взлета его котировок, уже преодолевших отметку $15 000. Дальнейшая судьба биткоина и других криптовалют остается предметом ожесточенных споров, и особенно очевидно в это Южной Корее — стране, ставшей оплотом глобальной криптомании.
Увлечение биткоином в республике достигло такого масштаба, что премьер-министр недавно заявил о негативном влиянии криптовалют на молодежь страны. Спрос здесь настолько велик, что биткоин торгуется с премией примерно в 23% к среднемировому курсу.
В то время как в Японии, по некоторым оценкам, проводится больше сделок, Южная Корея значительно опережает соседа по объему торгов, при этом экономика страны составляет всего 1,9% от общемировой.
Постепенно власти начинают занимать все более активную позицию, опасаясь, что мания зашла слишком далеко. На этой неделе главный финансовый регулятор страны заявил о «серьезной озабоченности» по поводу чрезмерных спекуляций и сформировал специальную группу с участием различных правительственных органов для усиления надзора за рынком.
Напомним, в сентябре власти Кореи запретили первичные размещения монет (ICO). Тогда это привело к краткосрочному падению рынка. А 5 декабря Комиссия по финансовым услугам Южной Кореи опубликовала директиву, согласно которой фьючерсы на биткоин были признаны незаконными.
Томас Глюксманн, глава отдела маркетинга криптовалютной биржи Gatecoin, говорит:
«Учитывая размер рынка, регуляторы обязаны что-то сделать как можно скорее».
Не существует универсального объяснения столь высокой популярности биткоина в Южной Корее, но местные аналитики указывают на сочетание геополитических и культурных факторов.
По словам Квак Кымчу, профессора психологии в Национальном университете Сеула, международный статус биткоина привлекает тех корейцев, которые боятся хранить сбережения в национальной валюте из-за обострения отношений с Северной Кореей.
Финансовые инструменты
Дополнительную привлекательность криптовалютам придает политическая неопределенность в стране, добавляет она. В марте президент Пак Кын Хе была арестована после коррупционного скандала с участием крупнейших компаний страны. Квак говорит:
«Люди хотят обезопасить свои капиталы и владеть активами за пределами страны».
Частные корейские инвесторы широко известны своей склонностью к спекуляциям, отмечает Тайки Ли, старший научный сотрудник Корейского института финансов.
Фондовые деривативы чрезвычайно популярны в стране, поскольку позволяют совершать ставки с использованием заемных средств. По данным Ассоциации фьючерсной отрасли, корейский рынок опционов на акции был самым крупным в мире по количеству контрактов, пока власти не начали бороться со спекуляциями в 2011 году.
Ким Тоен, 34-летний продюсер, отмечает, что в биткоине его прежде всего привлекает легкость открытия счета и возможность быстро заработать. Он говорит:
«Деньги со счета можно вывести очень быстро».
Каждую неделю Ким покупает биткоины и 20 других криптовалют, фиксируя прибыль, когда ему нужны деньги для оплаты аренды.
Пока неясно, какие законы предложит группа по изучению криптовалют, однако правительство намерено действовать. Налоговая служба рассматривает возможность введения налога на прибыль от торговли криптовалютами, а премьер-министр Ли Наген в прошлом месяце предупредил, что при отсутствии регулирования криптоактивы могут способствовать появлению финансовых пирамид и другой незаконной деятельности. В частности, он сказал:
«Я опасаюсь серьезных последствий, если мы оставим ситуацию без внимания».
Мунсон Пэ купил свои первые биткоины в ноябре 2016-го, чтобы заплатить выкуп хакерам, взломавшим его компьютер. Он прогнозирует небольшую коррекцию на рынке из-за ужесточения регулирования и падения премии к среднемировой стоимости биткоина благодаря финансовому арбитражу. Большинство своих монет он продал 29 ноября, но готов пополнить их запасы, когда упадут цены. Прочитав множество книг и статей о биткоине и блокчейне, Пэ уверен: со временем роль криптовалют, как хранилища ценности, будет только увеличиваться.
Что касается регулятивного риска, Пэ успокаивает тот факт, что биткоин почти не пострадал от запрета ICO и криптовалютных бирж в Китае ранее в этом году. В настоящее время он постоянно проверяет котировки и ожидает подходящего момента. Пэ говорит:
«Сейчас у меня только один биткоин. Но я наверняка куплю еще».
Источник: cryptocurrency.tech